Алёна Насибуллина 0 86

Инклюверсариум. В школе Ханты-Мансийска создают возможности для инвалидов

В школе №4 Ханты-Мансийска создают инклюзивную среду для детей с ОВЗ.

Ученик школы №4
Ученик школы №4 © / Алена Насибуллина / АиФ

Еще совсем недавно для 8-летнего Максима, имеющего статус особенного ребенка, урок русского языка становился настоящим мучением.

В новом учебном году мальчик стал заниматься на компьютере со специально адаптированной клавиатурой. Такая возможность появилась, благодаря работе сетевого центра инклюзивного образования «Инклюверсариум», расположенного в общеобразовательной школе №4 окружной столицы.

Испытано на себе

Ключевая цель центра - создать инфраструктурную модель - образец современной школы с возможностями учебы для инвалидов и распространить данный опыт не только в Югре, но и в других регионах России. Об этом директор школы № 4 Василий Репский рассказал коллегам на окружной конференции, состоявшейся в Ханты-Мансийске и посвященной внедрению федеральных стандартов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Сегодня в школе обучают 1363 ребенка, 86 из которых - с ОВЗ. Таким ученикам правительство региона и педагоги школы оказывают колоссальную поддержку. «Важно, что сегодня со всей страной мы идем в одном направлении в организации специального образования. Инклюзивная среда должна принимать в свои ряды детей с ограниченными возможностями здоровья и учитывать конкретные виды нарушений, предпринимая системные изменения образовательного процесса», - сказал Василий Репский.

По словам директора, лаборатории, созданные Институтом развития образования Югры на своей базе, позволили получить доступ к качественному образованию для тех ребят, кто «по старинке» занимался с учителями дома, а также создать прямо в школе рабочие зоны для детей с разными образовательными запросами.

«Мы адаптировали пространство учебных кабинетов с учетом конкретных нарушений здоровья того или иного ребенка. Новым оборудованием оснастили кабинеты педагога-психолога, учителей логопеда и дефектолога, что позволило более эффективно вести коррекционно-развивающую работу. Специальный инвентарь можно активно задействовать не только в работе с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, но и в большой профилактической работе, направленной на ребят, входящих в группу риска», - пояснил он.

Школа №4
Школа №4 Фото: АиФ/ Надежда Зиновьева

Например, ребенок с нарушением зрения может четко видеть изображение, которое отображается на мониторе, а специально оборудованные стулья и парты позволяют ребятам с проблемами опорно-двигательного аппарата чувствовать себя комфортно. «Инклюверсариум» состоит из четырех лабораторий. Прежде всего, это психолого-педагогическая помощь, профориентация обучающихся с ОВЗ, работа с профессиональными навыками педагогов и консультации с родителями. Центр создал такие условия в общеобразовательной школе, чтобы дети, педагоги и родители смогли воспользоваться оборудованием нового поколения и потом поделиться этим успешным опытом с другими городами округа.

Открыты для всех

Педагоги дополнительно получают информационную и методическую помощь от центра. «Мы - открытая площадка. Почти каждый день проводим различные курсы и семинары повышения квалификации. Наша задача - создать условия для каждого ребенка. Вы знаете, это дорогого стоит, когда ты смотришь, как учитель подхватывает ребенка с коляски и ведет его к доске, чтобы он что-то написал. Готовность педагогов работать по этой программе - вот что действительно важно», - подчеркнул Василий Репский.

Обычные ученики также не остаются в стороне, с удовольствием не только играют на переменах со своими «особенными» одноклассниками, но и всячески поддерживают их.

«Был интересный случай во время учебной пожарной эвакуации. Чтобы быстрее выйти, ребята всем классом одевали девочку, которой требовалась дополнительная помощь. Дети не сторонятся ребят с инвалидностью. Наоборот, участливо относятся к ним», - говорит директор.

Ассистент - значит, друг

Еще одно важное и интересное нововведение школы - две новые штатные единицы - ассистенты инвалидов. Поддержка таких специалистов требуется 19 ребятам с проблемами опорно-двигательного аппарата, передвигающимся на инвалидных колясках. Другие школы практически не вводят в штат таких специалистов. Хотя, по закону, ассистентов инвалидам выделяет социальная служба. «Мне удалось найти двух людей, которые сегодня работают официально. Большую помощь оказывают и сами родители, также поддерживающие своих детей. В 2017 году вышел профессиональный стандарт этой должности, где прописаны требования к квалификации. Главное - должен быть инструктаж на рабочем месте. Специальных знаний или образования не требуется. Это работа - не из легких, и к тому же, низкооплачиваемая», - пояснил Василий Репский.

Альфия Нугманова работает ассистентом инвалида вот уже полгода. В своей работе главными качествами считает терпение и любовь к детям. В ее обязанности входит сопровождение ребенка во время перемен, совместное посещение столовой и уборной комнаты. «Я помогаю готовиться к урокам, меняю учебники. Ранее подобного опыта работы с такими детьми у меня не было. Признаюсь, первое время был страх поднять ребенка с инвалидной коляски или покормить. Сейчас уже привыкла. Мне нравится работать с этими ребятами, ведь они очень доброжелательные».

По всем направлениям

Опыт развития системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на примере проекта «Инклюверсариум» отметила губернатор Югры Наталья Комарова на одном из заседаний Совета по делам инвалидов. Глава региона поручила департаменту образования и молодежной политики обобщить положительный опыт педагогических практик по инклюзивному образованию, в том числе, наработанных при реализации этого проекта.

«Работа органов власти с людьми, имеющими ограничения по здоровью, требует постоянной сверки с их потребностями», - сказала Наталья Комарова. Правительство региона инициировало целый комплекс мер и программ, направленных на поддержку людей с ОВЗ.

Это индивидуальные программы реабилитации, создание доступной среды в учреждениях и на улицах городов и поселков, инклюзивное образование, развитие адаптивного спорта, создание рабочих мест для инвалидов и поддержка проектов и инициатив общественных организаций, работающих с этой категорией людей. К слову, в 2017 году 11 некоммерческих организаций Югры получили президентские гранты на реализацию проектов в сфере социальной поддержки людей с ограничениями здоровья. Среди них - такие программы как «Дети дождя» (сопровождаемое проживание в г. Сургуте молодых людей с ментальными нарушениями), «Я учусь жить» (программа социальной инклюзивной адаптации для детей и подростков с ментальными нарушениями) и многие другие.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах